Моторные и парусные яхты На главную страницу Ассоциации яхтенных капитанов Профессиональное управление, обучение, дипломирование Походы, маршруты, навигация
Моторные и парусные яхтыНа главную страницу Ассоциации яхтенных капитанов

Yacht-master
в Facebook


Российский телеканал о водном пространстве

Стоянка яхт в Пирогово

НА ЯХТЕ ПО ТУРЦИИ

Итак, Турция. Вид на Босфор…

Всякий раз, проходя Босфором траверз султанского дворца, представляю я эскадру адмирала Ушакова, покачивающуюся на якорях в этом самом месте, и гримасу на лице султана Ахмета, который, забывшись, выглянул в окно... Жаль, что с тех славных времен флаг российский видят здесь нечасто, а на парусных судах и вовсе редко. Жаль!

Что такое Турция, что в ней едят, о ее замечательно пестрых базарах и бесчисленных лавках с экзотическими товарами для туристов знают у нас даже дети. Лучше попытаться понять, почему Турция - одна из самых посещаемых яхтсменами стран в Средиземном море и как туда попасть.

ПОГОДА

С апреля по сентябрь-октябрь здесь превалируют ветра от N и NW. Здесь этот ветер называется "мелтеми" и в июне-июле дует с силой 4-5 баллов. Вдоль W и SW побережья Турции устойчивая бризовая циркуляция. Шквалы и грозы в летнее время редки. Мелтеми прекрасно подходит для плавания на S и SO, хотя несколько затрудняет возвращение. Поэтому многие чартерные компании предоставляют яхту в один конец, а обратный пе-регон берут на себя (за дополнительную плату).

НАВИГАЦИЯ

Турецкие берега навигационно хорошо оборудованы. Некоторую сложность (особенно ночью) может составить плавание в районах с множеством островов (от Чанаккале до Мармариса). Судоходство вдоль W и SW берегов Турции достаточно оживленное: постоянно видишь грузовые и пассажирские суда и па¬ромы из Искендеруна, Мерсина, Ташиджу и Анталии в Дарданеллы и обратно. Крупные суда держатся обычно далее трех миль от берега. Ближе курсируют прогулочные "гулеты" - деревянные моторно-парусные суда 18-25 м, перевозящие до 70 туристов. Парусное вооружение в основном декоративное. Ночью и в свежую по¬году гулеты, как правило, не ходят. Вдоль всего побережья можно встретить множе¬ство небольших рыбачьих лодок, которые не всегда несут огни и плохо различимы на экране радара. Кроме того, рыбаки часто пользуются переметами, которые можно намотать на винт. Обычно переметы отмечают плавучими вешками с черными пластиковыми флажками. Крупные рыболовецкие суда ловят донными тралами либо используют вешки с РЛС-отражателями.

Большую помощь в плавании могут оказать яхтенные лоции (pilot books) с подробной информацией о маринах, якорных стоянках, достопримечательностях и т.п. Наиболее популярна лоция Рода Хейкеля (Rod Heikel) "Turkish Water Pilot".

ВЛАСТИ

Любая иностранная яхта для плавания в Турции должна получить специальное разрешение - transit log, что дает право находиться в турецких территориальных водах в течение трех месяцев. Transit log оформляется у капитана порта ($35); затем необходимо поставить визы и штампы карантинного врача, иммиграционной полиции (со штампами в паспортах всех членов экипажа о въезде в страну - $10 с человека), пограничников и таможни (со штампом в паспорт капитана или владельца о временном ввозе яхты). Досмотр яхты проводится редко, но возможен, причем, любой из перечисленных служб. На самостоятельное выполнение формальностей может уйти целый день. Впрочем, во многих маринах эти хлопоты за небольшую плату (около $10) берет на себя персонал.

ЗАПОЛНЯЯ TRANSIT LOG, ПОМНИТЕ:

Страховой полис

Необходимо иметь его и указать номер и имя страховой компании. (Кое-кто из предприимчивых путешественников обзаводится какой-либо бумагой, могущей за него сойти, благо, по-русски мало кто читает.)

Акваланги

Если вы собираетесь ими пользоваться, вам придется приобрести специальную лицензию (недешево). А если не собираетесь, лучше не указывайте в соответствующей графе, что они у вас есть. (В этом случае не стоит ими пользоваться, поскольку штраф вас весьма впечатлит, а обнаружив на борту хоть один черепок, напоминающий античный, могут и яхту конфисковать.)

Замены в экипаже

Любые изменения в составе экипажа должны фиксироваться в transit log. Турецкими законами на иностранные яхты допускается приезд следующих лиц:

а) близких родственников владельца (признак родства - идентичность фамилий в паспортах);

б) гостей владельца в количестве до 5 человек на срок до 20 дней (либо до 10 человек до 10 дней);

в) на яхтах, принадлежащих яхт-клубам или фирмам - в той же пропорции плюс соответствующие документы, пере¬веденные и легализованные в посольстве.

Прочие изменения в составе экипажа расцениваются как занятие коммерческой деятельностью и влекут за собой принудительное приобретение лицензии.

Закрытие transit log

Покидая гостеприимные турецкие воды, необходимо закрыть transit log. Процедура такая же муторная, как и открытие, и производится только в портах захода/выхода, поэтому возникает соблазн наплевать на нее. Тогда лучше в Турции больше не появляться!

ФЛАГ

Турки болезненно относятся к соблюдению этой традиции, поэтому, если у вас нет турецкого флага под правой краспицей, вам будут на это указывать и весьма в резкой Марины форме.

Турецкие марины строились под руководством немецких специалистов, до сих пор немецкие фирмы являются их акционерами и оказывают определенное влияние. Марины прекрасно защищены от ветра и волн всех направлений, оборудованы "мертвыми" якорями, вода и электричество подведены на пирсы в индивидуальные колонки для каждого стояночного места. В некоторых маринах есть также входы для телефона и TV-антенны. Сразу предупрежу: если собираетесь пользовать¬ся телефоном, заранее поинтересуйтесь тарифами, иначе счет может оказаться неприятным сюрпризом.

Территория марин круглосуточно охраняется. Все марины имеют душевой блок (яхтенным гальюном и душем обычно не пользуются, а если на лодке нет фекальной цистерны, это просто запрещено), прачечную, яхтенный и продуктовый магазины, кафе или ресторан. В офисе марины, помимо проведения неизбежных финансовых процедур, вы можете отправить/принять факс, письмо или электронную почту, получить прогноз погоды и метеокарту, поменять деньги (курс не лучший), узнать о местных достопримечательностях и проконсультироваться о якорных стоянках и прочей морской специфике. Впрочем, порой больше информации можно получить у коллег-соседей.

Решив зайти в марину, хотя бы за пару миль свяжитесь с ней по УКВ, сообщите о своем намерении и ответьте на стандартные вопросы о размерах яхты и предполагаемой продолжительности стоянки. Это даст персоналу возможность определить, какое место вам выделить. На входе прибывающие яхты встречает швартовщик на шлюпке, указывает место швартовки, помогает завести яхту (это не всегда легко сделать самостоятельно, поскольку лодки стоят плотно), подает якорный конец и принимает швартовы. Отказываться от его услуг, как порой поступают наши материально озабоченные соотечественники, не следует, поскольку дополнительной оплаты это не требует, а в случае навала на соседей ответственность ляжет на вас. Стоимость стоянки зависит от продолжительности, длины корпуса яхты, сезона и составляет в среднем $1,5-2 за метр в сутки.

РЕМОНТ

Все марины располагают специальными кранами грузоподъемностью 20-30 т. Некоторые оборудованы также слипом для более крупных судов. Стоимость подъема и спуска можно оценить по формуле:

Цена = L (м) х B (м) х $5.

Ремонтные возможности в разных маринах различные. Практически любой ремонт, в том числе электроники, можно сделать в Стамбуле, Мармарисе и Анталии. Самый большой выбор яхтенных товаров в Стамбуле и Мармарисе. Парусные мастерские также в Стамбуле ("NORTH SAILS", "DOLPHIN SAILS"), Мармарисе ("LEE SAILS") и Анталии. Стоимость работ разная, но везде достаточно высокая. Во всех случаях, когда выполнить работы или приобрести материалы можно в городе, это обойдется дешевле. При серьезном ремонте обязательно заключайте контракт, включающий перечень работ, сроки и смету. В противном случае, если лично не стоять над душой, результат может оказаться далеким от ожидаемого. Каждый турок с детства убежден: бедных яхтсменов не бывает! Даже если ваша яхта похожа на гибрид плота и байдарки, во всех денежных вопросах учитывайте, что вы:

а) турист и, следовательно, подлежите всяческому потрошению;

б) яхтсмен, то есть богатый (!) турист.

ТОПЛИВО

Заправляться удобнее всего в маринах: практически всюду есть специальный заправочный пирс. Цены на топливо везде одинаковы, за стоянку при заправке платить не надо.

ГАЗ

Баллоны отечественного образца можно заправить на любом газозаправочном пункте (они есть не во всех маринах, но их легко отыскать в любом населенном пункте).

ЛЕД

Поставляется в брусках (примерно 100x200x1000). О поставщиках можно справиться у рыбаков и на гулетах. Если вы часто заходите в марины, удобнее договариваться в продуктовых лавках или кафе и замораживать воду в пластиковых бутылках.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

В Турции много отличных больниц, особенно в туристической зоне. Первая помощь оказывается бесплатно, дальнейшее - за наличные.

СВЯЗЬ

Карточные таксофоны есть везде, карты продаются на почтах и в некоторых магазинах. Kontur telephone - телефоны со счетчиками. Прежде чем звонить, спрашивайте стоимость единицы (kontur) - она может различаться в несколько раз. SIM-карта для мобильного телефона стоит около $30.

ЯХТА

Жаркий климат диктует определенные рекомендации для оборудования. Яхтсмены, привычные к умеренным широтам, не всегда представляют, насколько разрушительно совместное действие ультрафиолета субтропического солнца, высокой солености воды, температуры и влажности воздуха. Лак с деревянных деталей сползает чуть ли не на глазах, пластик, дакрон, нитки парусных швов "деградируют" и истираются, металл коррозирует, ткань плесневеет. Поэтому не стоит экономить на красках и лаках: дорогие держаться дольше. Спущенные паруса закрывайте чехлами или убирайте под палубу. Закручивающийся стаксель должен иметь защитные ленты по задней и нижней шкаторинам. И еще: вентиляция, вентиляция и снова вентиляция! Очень полезны ветроуловители из спинакерной ткани (wind scoop), направляющие воздушный поток внутрь, которые устанавливают в люках. Желательно иметь пару электрических вентиляторов.

Тент над кокпитом - вещь не просто полезная! Лучше всего тенты из плотного брезента. Искусственные ткани создают парниковый эффект, а некоторые еще и "гремят" на ветру. Хороший холодильник не просто облегчит жизнь - он позволит наслаждаться ею! Наиболее предпочтите лен компрессионный холодильник с хладо- аккумулятором (holding plate). Холодильники с испарителем менее экономичны, абсорбционные недостаточно эффективны при высокой температуре, термоэлектрические сажают батареи за несколько часов.

Если вы планируете регулярные стоянки в маринах, запаситесь электрокабелем с соответствующим 3-штырьковым разъемом и достаточно длинным шлангом для приема воды. Не помешает трап-сходня, особенно если форма транца не позволяет швартоваться вплотную к пирсу. Новые аноды и свежий антифоулинг тоже не будут излишеством.

ИТАК, КАК ЖЕ ПОСЕТИТЬ ТУРЦИЮ НА ЯХТЕ?

Туда можно добираться своим ходом, как часто поступают черноморские яхтсмены. Для жителей столиц это далековато, и в отпуск не уложишься. Зато можно делать это поэтапно, оставив яхту на зимовку в Турции. Как уже говорилось, турецкие марины прекрасно оснащены и надежно охраняются. Можно поднять яхту на берег или оставить на плаву - на стоимости стоянки это не отразится. У яхт, зимующих на воде, регулярно проверяют швартовы, за отдельную плату могут еженедельно запускать двигатель и мыть палубу. Стоимость стоянки при долгосрочном контракте снижается весьма существенно (на 50-60%).

Другая возможность - аренда яхты на месте. В Турции работают операторы практически всех крупных чартерных компаний. Вы можете арендовать яхту с экипажем (crewed charter) или без (bareboat charter). На выбор вам предложат "Bene- teau", "Jeanneau", "Dufour", "Bavaria" от 27 до 50 футов, а также катамараны вместимостью от 4 до 12 человек. Стоимость аренды зависит от вида и продолжительности аренды, типа и размера яхты. Например, "Beneteau Oceanic 35" обойдется около $1800-2000 в неделю. Если вас будет шестеро (на этой яхте три двухместных каюты), это составит $300-320 с человека - сопоставимо со стоимостью приличного отеля. Цены слегка меняются в зависимости от сезона. Аренда на срок свыше двух недель на 5% дешевле, свыше трех - на 10%. За эти деньги вы получите ухоженную яхту, с закручивающимся стакселем (на некоторых лодках и с закручивающимся в мачту гротом), якорем с электрическим брашпилем, эхолотом и УКВ-радио- станцией, лагом, полным комплектом спасательных средств, надувным тузиком, прокладочным инструментом и картами района плавания. На камбузе - плита с заправленным газовым баллоном, холодильник, посуда, столовые приборы и даже небольшой набор продуктов (кофе, чай, крекеры). Предусмотрены также постельные принадлежности. Словом, как пишут в рекламе чартерных фирм, "вам понадобятся только купальники и зубные щетки".

Но это не совсем так. Хотите портативную GPS (кто сейчас ходит без GPS?) - будьте любезны $100 в неделю. Автопилот? $150. Спинакер? $120. Подвесной мотор для тузика? $70. Доску для виндсерфинга? $100. Лень помыть лодку перед сдачей - отдайте $50.

Бронировать яхту лучше заблаговременно. Чтобы арендовать ее, в экипаже должен быть хотя бы один человек с дипломом яхтенного капитана. Во избежание дальнейших недоразумений, следует заранее уточнить, устроит ли вашего арендодателя российский диплом. Если дипломированного капитана под рукой нет, фирма охотно предоставит вам своего ($100 в день), причем, вряд ли он будет владеть русским языком. Еще за $70 вы можете нанять стюардессу-кока-матроса. Будьте также готовы внести страховой депозит $700-2500, который вернут, если яхта будет сдана неповрежденной (некоторые фирмы берут невозвратный депозит $70¬150). Топливо, само собой, тоже за ваш счет. Зато нет никакой головной боли: не надо ничего красить, полировать, ремонтировать, доставать. Только отдать швартовы!..

Для привлечения яхтсменов марины при поддержке турецкого правительства ежегодно проводят яхтенные ралли. Это не гонка, скорее, совместный круиз и веселая тусовка. За весьма умеренную плату ($50-70 с человека) яхтсменам предлагается путешествие по интересному маршруту, небольшие (50-70 миль) этапы, контроль спасательных служб, на берегу - экскурсии, коктейли, шутейные соревнования и конкурсы с разнообразными призами и т.п. Помимо прочего, скидки за стоянку, упрощенное оформление.

На сегодня уже стали традиционными следующие ралли:

EMYR (East Mediterranean Yacht Rally) - старт в конце апреля из Стамбула через Дарданеллы вдоль побережья до Искендеруна; далее Сирия, Ливан, Кипр, Израиль и финиш в начале июня в Египте;

KAYRA (Kаradeniz Yacht Rally) - черноморское ралли стартует в конце июня из Стамбула, через Босфор; далее Болгария, Украина, Россия, Грузия;

MAYRA (MArmara Yacht Rally) - старт в июле из Стамбула и из Анталии; обе группы встречаются в г.Кушадасы, заходят на греческие о-ва Кос и Лесбос и финишируют в г.Кушадасы в августе.

Поднимайте паруса, коллеги! Потомки султанов ждут вас. И попутного вам мелтеми!

Автор: Андрей Жаворонков

P.S.Эта статья публиковалась в журнале «Капитан клуб» №3- 2001
Вся информация актуальна по сей день. Автор материала ежегодно проводит много времени в Средиземном море на яхте и может проконсультировать по любому вопросу, дать практические рекомендации по аренде яхт в Турции, Греции, Франции, Италии, Испании, Хорватии, Португалии, Кипре, Израиле... Обращайтесь! e-mail .

24.05.11


Все статьи

 КОММЕНТАРИИ:
 
Моряк со Средиземки13.06.14 18:04
Для яхтсменов с мая 2012 года начали действовать облегченные правила предоставления "Вида на жительство в Турции". Но недавно стали поговаривать об отмене облегченки, чем это вызвано, не понятно, может быть в связи с участившимися беспорядками в крупных городах или по другой какой причине не важно. Пока еще все по-старому - пришел на яхте на зимовку, сдай трнзит-лог, загран-паспорт, фотки, анкету и все, живи спокойно минимум год. На русском языке процедура получения «Икамет» описана здесь: http://yachtworks.info/Ru/the-law-on-the-amendment-nr-5683/
 
RosarioDus09.12.17 22:22
заказать продвижение web сайта в москве логин в скайпе SEO PRO1
 
Glennler25.12.17 13:47
заказать продвижение сайта яндекс логин в скайпе SEO PRO1
 
Имя:

Rambler's Top100 Рейтинг - яхты и катера