Моторные и парусные яхты На главную страницу Ассоциации яхтенных капитанов Профессиональное управление, обучение, дипломирование Походы, маршруты, навигация
Моторные и парусные яхтыНа главную страницу Ассоциации яхтенных капитанов

Yacht-master
в Facebook


Российский телеканал о водном пространстве

Стоянка яхт в Пирогово

НА ЯХТЕ ПО ХОРВАТИИ

Далмация – это в Африке?

Не в Африке и не в Греции. Так называется омываемое Адриатическим морем побережье Хорватии (Croatia). В бронзовом веке Далмацию населяли иллирийские племена, в том числе далматов, откуда и пришло это название. Позже Далмация стала римской провинцией, затем попала под власть Византии. В VI в. эту местность заселили славяне.

только здесь не командовал! Венеция, Турция, Австрия, Франция, Италия. Бурное прошлое благоприятным образом отразилось на хорватской культуре. Обилию и разнообразию архитектурных достопримечательностей можно только удивляться. Римские форумы, триумфальные арки, амфитеатры (один из наиболее сохранившихся амфитеатров находится в Пуле, в двух шагах от марины), термы и виллы (например, дворец Диоклетиана в Сплите), романские и готические соборы, феодальные замки и, наконец, жемчужина Адриатики - Дубровник. Бродя по его узким, мощенным брусчаткой улицам, между зубчатых башен и крепостных стен, пропитываешься духом средневековья и начинаешь слышать звуки рогов и цокот копыт, а рука тянется к бедру за несуществующим эфесом.

Впрочем, памятниками можно полюбоваться, съездив в обычный тур. По-настоящему оценить Далмацию можно только на яхте. Вдоль ее побережья, в лазурных водах Адриатического моря, которое Кусто назвал самым чистым морем планеты, изумрудным ожерельем раскинулось 1185 островов, а безымянных островков и скал - без счета. Плоские и холмистые, высокие и низкие, скалистые и заросшие садами, оливковыми и апельсиновыми рощами, виноградниками. Уютные бухты и величественные фиорды, укромные пляжи и шумные дискотеки...

Зайдя на один безымянный островок, мы были удивлены полным отсутствием одежды у многочисленных загорающих. Оказалось, что весь остров - вотчина нудистов, к которым мы с радостью и присоединились. Надо сказать, что итальянские яхтсмены в большинстве своем поддерживают на борту нудисткие традиции и с энтузиазмом разглядывают экипажи других яхт в бинокли и прочую оптику.

А еще Хорватию называют раем для рыболовов. Так это или нет - не берусь судить, поскольку я не эксперт. Но даже мне удалось поймать здесь лаврака (губан) килограмма на три. А супруга умудрилась уколоться о плавник скорпены и рыдала минут сорок - видимо, местные скорпены злее черноморских. Так что...

Бернард Шоу писал: "...Бог хотел достойно увенчать сотворение мира и в последний день он собрал слезы, звезды и морской бриз на островах Корнати". Ныне на этих островах раскинулся великолепный национальный парк, а неподалеку (между прочим) - летняя правительственная резиденция.

Гурманов национальная хорватская кухня не поразит, но порадует разнообразием (около 400 блюд, среди них немало рыбных), самобытностью хорошо приготовленной и вкусной еды, которую приятно запивать превосходными местными винами.

Словом, если вы хотите надышаться чистейшим воздухом, наплаваться и наныряться в кристально прозрачной воде, загореть под ласковым солнцем, побродить среди первозданной природы, полюбоваться изумительными видами - Хорватия для вас!

ПОГОДА

С мая по сентябрь-октябрь превалируют ветра от W и NW силой 4-5 баллов. Вдоль всего побережья Хорватии устойчивая бризовая циркуляция. Шквалы и грозы в летнее время редки. Температура воздуха летом +27-29° С (воды +25° С), в сентябре +26° С (+23° С). Прозрачность воды позволяет видеть дно даже на глубинах 15-20 м. Хотя в Пуле мы наблюдали любопытное явление. Поскольку город расположен на берегу мелководного извилистого залива с узким горлом, вода цветет очень сильно. Сказывается также соседство крупного порта и судоремонтного завода. Так или иначе, вода в заливе буро-багрового цвета и имеет столь сильное свечение, что проплывающие рыбы заметны даже днем. А ночью создают и вовсе феерическое зрелище.

НАВИГАЦИЯ

Хорватские берега хорошо оборудованы средствами навигационного обеспечения. Однако плавание среди островов и островков в мелководных проливах, изобилующих подводными опасностями, представляет известную сложность (особенно ночью). Судоходные грузопассажирские трассы проходят посреди Адриатики, однако при штормовой погоде некоторые суда используют канал, образованный цепочкой островов и материком. Вдоль всего побережья Хорватии и между островами курсируют небольшие прогулочные суда, а также множество парусных и моторных яхт, особенно в выходные дни. Квалификация таких рулевых "выходного дня" требует вашего неусыпного внимания.

Приливы в Адриатике смешанные, в северной части моря достигают высоты 1,2 м, что следует учитывать при выборе места для якорной стоянки. Грунт у островов преимущественно гравий, галька, песок, якоря держит не всегда хорошо. Течение здесь слабое и направлено вдоль берега на NW. Вдоль побережья можно встретить много небольших рыбачьих ло¬док, которые не всегда несут огни и плохо различимы на экране радара.

На меньший срок лицензию, к сожалению, не выдают. Это объясняется тем, что основные визитеры - яхтсмены с восточного побережья Италии - не только охотно проводят здесь свой отпуск, но и наведываются в любое свободное время. Заметно более низкие цены, в том числе на топливо, и интересные берега (берега восточной Италии отмелы и мало изрезаны), побуждают их проводить здесь выходные. Тем более что ширина Адриатики от 50 до 120 миль - для моторной яхты 2-3 ч хода. Однажды в бухточке о.Молат я насчитал 48(!) яхт на якорях. Кстати, это было в субботу.

ВЛАСТИ

Для плавания в хорватских территориальных водах необходимо по¬лучить лицензию, которая дает право находиться в хорватских водах в течение полугода и стоит недешево (около $300).

Оформить лицензию можно в офисе капитана порта в портах захода. Естественно, для арендующих чартерную лодку лицензия не требуется. Пограничники и таможенники приходят на борт сами, заметив флаг "Q" или после радиовызова.

Россияне получают визу на месте. Таможенники практически не докучают, и все формальности занимают час-полтора. Для погружений с аквалангом требуется специальная лицензия, но контроль за этим весьма относительный (из этого ничего не следует!).

ЯЗЫК

Само собой, хорватский. Он относится к славянской группе, а потому всегда возможно изъясниться. Во всяком случае, "пиво" произносится совершенно так же. Старшее поколение хорватов изучало "братский" русский в школе, многие его неплохо помнят. И вообще, сходные проблемы, нравы и обычаи - все это упрощает общение. Как-то в Сплите мы разговорились с дамой, выгуливавшей собачку. Мужа - бывшего генерала - с падением режима выгнали в отставку, пенсия маленькая, нормальную работу найти не может... Проблемы до боли знакомые.

Из других языков наиболее употребительны немецкий и итальянский.

МАРИНЫ

Хорватские марины не особенно отличаются от турецких, подробно описанных в прошлых выпусках журнала. Их довольно много, они хорошо оборудованы и не слишком переполнены. Видимо, потому, что местных яхт мало, а визитеры предпочитают якорные стоянки на островах. На крупных островах также есть несколько отличных марин, например, в Милне на о.Брач или на о.Корчула (родина Марко Поло). Стоимость стоянки 3-5 немецких марок за метр длины яхты в сутки. Наиболее популярные острова имеют якорные стоянки, оборудованные "мертвяками" с буйком. За стоянку на буйке взимается символическая плата 1-5 марок. Не хочешь платить - бросай свой якорь.

Многочисленный чартерный флот базируется, в основном, в Пуле, Рогознице и Дубровнике. Хорватия ныне - весьма популярное место для яхтенного bareboat- чартера (без шкипера). "Осеашс 35" или "Sun Odyssey 34" обойдутся вам примерно в 4000 DEM в неделю, примерно как и в Турции. Могу только заметить, что приличный номер в трехзвездочном отеле в Дубровнике стоит не меньше 1000 DEM (также за неделю).

Не все хорватские марины оборудованы кранами или слипами и имеют ремонтную базу. Наилучшие возможности для ремонта, пожалуй, в Пуле, поскольку рядом с мариной расположен большой судоремонтный завод. Яхтенных магазинов мало и особым ассортиментом они не отличаются. Очевидно, потому, что большинство яхтсменов предпочитают итальянские магазины.

ТОПЛИВО

Заправляться удобнее в маринах, практически всюду есть заправочный пирс. Цены на топливо везде одинаковы, за стоянку при заправке платить не надо.

ГАЗ

Отечественные газовые баллоны заправить сложнее, чем в Турции: не на всех газозаправочных пунктах их принимают. Выход - самостоятельно везти баллон на заправочную станцию.

ЯХТА

Рекомендации по подготовке яхты для плавания в турецких водах, изложенные в №3/2001, актуальны и для Хорватии. Поскольку при путешествии по островам преобладают якорные стоянки, особое внимание следует уделить якорному устройству и тузику. Наиболее распространенный ныне "Плуг" (или CQR) не очень хорошо держит на гальке и, тем более, на камнях. Несколько лучше "Брюс", но он иногда застревает в камнях так, что без ныряния не обойтись. Наилучшим образом зарекомендовала себя "Дельта". Наличие электрического брашпиля (wind¬lass) сильно упрощает жизнь, в особенности, когда приходится переставляться несколько раз подряд.

Без тузика смысл якорных стоянок вообще пропадает. Видимо поэтому чартерные компании в Хорватии включают тузик в стандартный комплект снабжения яхты. Какой тузик лучше - жесткий, надувной, складной или RIB - тема для отдельного обсуждения. Главное, он должен быть достаточно вместительным и с подвесным мотором. Не только потому, что глубины или перенаселенность бухт вынуждают отдавать якорь достаточно далеко от берега. Хороший туз позволит исследовать самые отдаленные и мелководные уголки архипелага. Весьма желательно иметь на борту какой-нибудь характерный светящийся знак (например, полоски световозвращающей пленки на топе мачты). Когда причаливаешь на тузике к берегу, в темноте бывает непросто узнать родную яхту среди нескольких десятков других, особенно если за время вашего отсутствия соседей прибавилось.

И напоследок "горячий" вопрос: "Там же воюют?!". Даже в 1996 г., когда я зашел в Хорватию впервые, ничего страшного не увидел. Сейчас последствия гражданской войны 1995 г. на побережье полностью исчезли. Что касается нынешних событий в Косово, они отражаются здесь не больше, чем чеченские в Крыму.

Автор: Андрей Жаворонков

P.S. Эта статья публиковалась в журнале «Капитан клуб» №4 за 2001 год.
Информация, в основном, актуальна и по сей день. Автор материала в 2011 году ходил на яхте в Хорватии, и может дать консультации по данной теме. Обращайтесь в комментариях к статье или напрямую: e-mail .

03.08.11


Все статьи

 КОММЕНТАРИИ:
 
Имя:

Rambler's Top100 Рейтинг - яхты и катера