Моторные и парусные яхты На главную страницу Ассоциации яхтенных капитанов Профессиональное управление, обучение, дипломирование Походы, маршруты, навигация
Моторные и парусные яхтыНа главную страницу Ассоциации яхтенных капитанов

Yacht-master
в Facebook


Российский телеканал о водном пространстве

Стоянка яхт в Пирогово

НА ЯХТЕ ПО ИТАЛИИ

Так говорил ЦИЦЕРОН

Италия. Страна Лукреция и Данте, Цезаря и Помпея, Леонардо и Микеланджело, Джордано Бруно и Галилея. Здесь трудился Св. Франциск. Здесь родились Марко Поло, Христофор Колумб и Америго Веспуччи. Кто только ни бывал на холмах Вечного города. Кто только ни кормил голубей на площади Святого Марка и ни восхищался вкусом виноградной лозы.

О, кьянти и спагетти, чинзано и пицца, граппа и равиоли, амаретто и лазанья! Еда, от которой невозможно оторваться, и постепенно прекрасные синьорины превращаются в дородных матрон; но от этого не меняется их чудесный голос, чувственно выводящий знойными ночами неаполитанские песни, зовущий с балконов мужей и детей, убеждающий вас на базаре купить именно их фрукты. Вино только что добродило и вот уже растекается по жилам, наполняя их жаром полуденного солнца, побуждая жить, жить сейчас, сию минуту! Это молодое вино - итальянцы называют его proseco - настолько впечатлило меня, что я было принял решение заполнить им один из яхтенных танков пресной воды. Остановили технические трудности. Может, оно и к лучшему...

Есть, есть в Италии на что посмотреть и чем заняться! С точки зрения яхтсмена интереснее западное побережье. Берега здесь скалистые, сильно изрезанные. Прекрасная Неаполитанская бухта, увенчанная величественной громадой Везувия. Генуэзский залив - итальянская Ривьера. Фешенебельные виллы, роскошные пляжи, знакомые по фильмам лица - Сан- Ремо! И еще много островов. Сицилия - колыбель Cosa Nostra, Сардиния - место отдыха миллионеров, Искья с его целебными песками, полежать на которых едут со всего света больные и не очень здоровые. Монте-Кристо, Эльба, Капри.... И, конечно, Рим, Вечный город...

Адриатическое побережье не так интересно. Берега отмелые, малоизрезанные. Несмотря на то, что здесь много популярных среди россиян курортов, таких, как Римини, Анкона, Сан Джорджо, яхтсмену, в общем-то, тут делать нечего. За одним исключением: Венеция! Конечно, в необязательно идти морем, но визит на яхте имеет свои преимущества. В первую очередь, экономического плана. В Венеции все не просто дорого, а очень дорого. Еда, отели, гондолы. Придя на яхте, вы можете за относительно разумную плату стоять в маринах Сан Джорджо ди Маджоре (San Giorgio di Maggiore) или Св. Елена (St. Elena) или совершенно бесплатно пришвартоваться на палах у Пьякко дель Салюто (Piacco del Saluto) прямо напротив площади Святого Марка. Правда, в этом случае вам не обойтись без тузика, и заснуть ночью будет непросто: на каналах оживленный трафик, постоянно снуют катера, проходят круизные теплоходы и разгоняют такую волну, что и в море нечасто бывает. Зато можно вдоволь накататься на тузике по многочисленным каналам, распевая каватины и баркаролы. А знаменитые гондольеры дерут по 200000 лир в час и сами уже не поют - нанимают профессиональных певцов (за отдельную плату).

И вообще, что дает вам яхта? Свободу. Когда вас утомит созерцание шедевров великих мастеров, вы можете найти уютную бухточку, купаться и загорать, нырять и рыбачить. Вам не нужно тащиться гуськом за экскурсоводом туда, куда ведут. Вы решаете сами! Вам не придется толкаться в толпе пассажиров, чтобы попасть на остров, обозначенный в программе тура, - достаточно просто поднять паруса. Если раздражают суетливые официанты в тратториях и пиццериях - купите бутыль доброго кьянти, зажарьте шашлык и наслаждайтесь всем этим, любуясь огнями ночного Неаполя, отражающимися в зеркале залива. Мы так и делали.

Но отставим на время лирику. Аппенинский полуостров омывается с SW Тирренским морем, с NW - Лигурийским, с S - Ионическим, а с NO - Адриатическим. Погодные и навигационные особенности Адриатики описаны в статье о Хорватии (см. №4/2001), и далее я расскажу, в основном, о Тирренском море и его побережье.

ПОГОДА

С мая по сентябрь превалируют ветра от W и NW силой 4-5 баллов. Вдоль побережья идет устойчивая бризовая циркуляция. Температура воздуха летом +28-29° С (вода +26° С), в сентябре +27° С (вода +24°С). Грозы и шквалы в летнее время редки. Шквалы чаще срываются с прибрежных гор на Ривьере. Ежегодно, как пра¬вило, весной здесь дует сирокко - сильный ветер от S или SW. Он идет из пустынь Африки и Аравии и приносит на итальянское побережье знойное дыхание и тучи песка. Обычная продолжительность сирокко - 3 дня. Он разводит сильную волну, резко ухудшает видимость, а мельчайший желтый песок проникает во все щели.

НАВИГАЦИЯ

Акватории отлично оборудованы навигационными средствами. Кое- где встречаются морские буровые платформы (чаще у NO побережья). Распознать их ночью по конфигурации огней без привычки непросто. Итальянские рыбаки используют достаточно крупные сейнеры (20-25 м). Ловят, в основном, по ночам, донными тралами. Причем, на лов выходят, как правило, небольшими флотилиями. Когда ночью из-за мыса внезапно вырывается созвездие разноцветных огней и начинает совершать непонятные маневры прямо у вас по курсу - недолго и растеряться. В таких случаях помогает радар. Следует также быть внимательным ко всяческим нестандартным буйкам и вешкам, которые могут ограждать становые сети.

Приливы в Тирренском и Лигурийском морях незначительные (0,3 м). Наиболее сложен для плавания Мессинский пролив. Его ширина всего 2 мили, глубина около 100 м. Здесь проходит оживленная судоходная трасса, бывают довольно сильные шквалы. Пролив славится мощными водоворотами, которые положили начало древнему мифу о Сцилле и Харибде.

ВЛАСТИ

Их разновидностей здесь много. Наиболее значимые: пограничники (guardia di frontiera), налоговая полиция (guardia di finanza), иммиграционная служба (guardia di immigrazione), таможня и полиция (carabinieri). Почему-то в разных странах представители администрации, в особенности "силовых ведомств", как у нас сейчас принято говорить, похожи как братья. Складывается впечатление, что их специально подбирают по сочетанию минимального IQ и максимального хамства. Не исключено, что их размножают клонированием - в разных странах одни и те же... лица. А итальянские власти сочетают в себе означенные качества с гордым южным темпераментом, чем и выделяются среди коллег, сами понимаете, в какую сторону.

Основной документ, необходимый для плавания в итальянских водах, носит название "constituto". Заполучить его можно в офисе капитана порта захода capitaneria di porto). Удовольствие "конституционно" наслаждаться итальянскими берегами в течение трех месяцев обойдется вам примерно в 80000 лир. Constituto требуют во всех маринах, а также его наличие могут проверить пограничные катера, которые изредка досматривают яхты (с российским и прочими "сомнительными" флагами). В основном на предмет нелегальных иммигрантов.

Для въезда в Италию гражданам России необходима виза. При ее наличии у всех членов экипажа пограничники и таможенники никаких проблем не создают. А вот если с визами что-нибудь не так....

Однажды мы зашли в Триест интернациональным экипажем: двое россиян, украинец, швейцарец и поляк. Виз не было ни у кого. Причем, если последним двум счастливчикам их и не требовалось, то остальные прекрасно понимали предстоящие трудности. А посему в предыдущем порту захода (это были Афины) мы обратились в консульский отдел посольства Италии. Сначала нам сказали, что визы мы обязаны оформлять в Москве и Киеве соответственно. После долгих объяснений на шести языках удалось довести до сведения чиновников, что мы путешествуем на яхте (НА ЯХТЕ!!!) и не можем за каждой новой визой мотаться на родину. "Si? Тогда получите визы на месте , - сказали они. Ну, мы и пошли. Толстый дядька в расползающемся на пузе мундире без всяких проволочек выписал нам constitute, принял деньги и отправил в иммиграционную службу. Италия, конечно, не Испания, но тут началась настоящая коррида! На нас орали с невероятным темпераментом, махали руками, гоняли из кабинета в кабинет, где другие, еще не охрипшие, орали и махали с новой силой. Не будь с нами поляка и швейцарца - и орать бы было не о чем. А так их не пустить нет оснований, яхту распилить тоже невозможно. Словом, не прошло и трех часов песен и плясок, как выход был найден: нам выдали береговые паспорта shore pass, наши паспорта не отобрали, но свирепо предупредили, что во всех портах мы обязаны отправляться в иммиграционную службу и получать такие же бумажки для схода на берег. Мы это требование проигнорировали, и нигде паспорта у нас не проверяли. Во всех маринах требуется только одна бумага - constitute. В общем, непонятно, зачем мы вообще туда сунулись, в этот immigrazione.

СТРАХОВАНИЕ

Важный момент - страховой полис. Его наличие проверят обязательно. Не дай бог, у вас его нет! На этот счет итальянцы очень строги. Яхте запретят выходить в море, пока вы ее не застрахуете. Если ваш полис только на русском языке - готовьтесь к очередной корриде.

ЯЗЫК

Помимо итальянского, в ходу родственный французский и несколько менее родственный немецкий. Английским владеют немногие. Это относится и к представителям властей. Что, как вы можете догадаться, взаимопониманию не способствует.

НДС

Итальянская аббревиатура I.V.A. подразумевает 17,5% (!). Как граждане страны, не являющейся членом ЕС, вы его платить не обязаны. То есть платить обязаны, только при выезде из страны вам эти деньги должны вернуть. Если вы собираетесь делать много покупок, особенно дорогостоящих, необходимо позаботиться о правильном их оформлении. В противном случае I.V.A. назад не получить. Продавец должен выписать на каждый предмет специальный tax free- чек, каковой вкупе с товаром и предъявляется на таможне при закрытии границы. После чего опять коррида.

МАРИНЫ

Их много, и они весьма разномастные. От очень комфортабельных и дорогих до грязных и запущенных. Пожалуй, главное отличие итальянских марин от турецких и хорватских - они ориентированы не на визитеров, а на постоянных клиентов. Некоторые из таковых имеют привычку прибывать в марину на личном вертолете. Во многих маринах свободных мест вообще нет, и визитеров принимают только на места, постоянные владельцы которых ушли в море. Поэтому частенько туалетно-помывочные удобства здесь неудобны и представлены в недостаточном количестве (свои и дома помоются). Никаких швартовщиков не дождешься, даже на радиовызовы не всегда отвечают и почти всегда не понимают. Но плату принимают исправно. Стоимость стоянки тоже сильно варьируется. Например, стоянка в марине на о.Святой Елены в Венеции обходится примерно в 6500 лир за метр длины в сутки. Притом, что марина особых удобств предложить не может. В то же время, некоторые марины, в том числе элитные частные клубы на Ривьере, принимают визитеров на ночь бесплатно.

Кранами и слипами, а также ремонтными возможностями обладают далеко не все яхтенные гавани. Но достаточно много не только прекрасно оборудованных стоянок, но и имеющих яхтенные верфи. Если есть необходимость что-либо отремонтировать или перестроить на хорошем уровне, Италия - самое подходящее место. В особенности это относится к интерьерным работам (вспомните хотя бы итальянскую мебель). Однако цены вас неприятно удивят: рабочий день квалифицированного плотника стоит от $150.

Яхтенных магазинов несметное количество во всех приморских городах. Выбор товаров впечатляет; если чего-то нет - мгновенно привезут. Только плати!

ТОПЛИВО

Заправочные пирсы есть почти во всех маринах и во многих рыболовецких базах. Солярка дорогая, почти как бензин. Теоретически при закрытии границы можно заправиться duty free, но победителей в этой корриде я не встречал.

ГАЗ

Газозаправочные станции приходится искать долго, поскольку везде газ магистральный. Наши баллоны берут неохотно.

ЯХТА

Особенности подготовки яхты к плаванию в Средиземном море достаточно подробно описаны в моих предыдущих статьях (№№3-4/ 2001) .

. Применительно к Италии следует обратить внимание на комплектацию яхты спасательными средствами, поскольку итальянцы серьезно относятся к этому вопросу и известны прецеденты проверки комплектации властями. Среди совершенно обязательных (как, впрочем, и по правилам ГИМС) - спасательный плот на экипаж, комплект сигнальных ракет, звуковой сигнал, спасжилеты, спасательный круг или иное плавающее спасательное устройство на лине, доступное с места рулевого (о чем следует помнить владельцам яхт с центральным кокпитом и катамаранов).

В случае, если инспекцию не удовлетворит комплектация спасательных средств (начинают требовать EPIRB, светящую вешку, надувных розовых слонов и т.п.), следует твердо настаивать, что яхта укомплектована в соответствии с нормами российского национального Регистра и возможные несовпадения с итальянскими нормами не могут служить основанием к каким-либо санкциям по отношению к яхте или ее капитану (владельцу). Обычно отстают, только покричат немного.

ЧАРТЕР

Чартерный флот представлен преимущественно итальянскими компаниями. Цены и сервис никаких особых отличий не имеют. Зато очень насыщенная парусно-спортивная жизнь. Парусный спорт традиционно популярен в Италии. Огромное количество самых разных регат во всех классах, включая знаменитую "Giro de Italy". Если есть желание погоняться - чартерная компания подберет вам подходящую регату и лодку, и можно помериться силами с именитыми гонщиками.

Италия... Где-то тут, неподалеку, Цицерон сказал: "Navigare necesse est. Vivare non est necesse", что означает "Плавать по морям необходимо. Жить необязательно". Журнал "Капитан-Клуб" с ним совершенно согласен. И даже сделал его слова своим девизом..

Автор: Андрей Жаворонков

P.S. Несмотря на то, что статья публиковалась в журнале «Капитан клуб» №5 за 2001, в основном, информация актуальна и по сей день. Автор материала в 2010-2011 годах несколько раз обошел итальянский сапог на парусном катамаране. Если есть вопросы по Италии, обращайтесь в комментариях к статье или напрямую: e-mail .

15.09.11


Все статьи

 КОММЕНТАРИИ:
 
SanDeGoSu02.10.17 21:48
Приветики мальчики и девочки. А как интересно Вы
проводите своё свободное время?
 
EvaRsoSaK02.11.17 06:05
Привет всем всем. Подскажите, пожалуйста. Как найти
смысл жизни и быть полезной, счастливой?
 
Имя:

Rambler's Top100 Рейтинг - яхты и катера