Моторные и парусные яхты На главную страницу Ассоциации яхтенных капитанов Профессиональное управление, обучение, дипломирование Походы, маршруты, навигация
Моторные и парусные яхтыНа главную страницу Ассоциации яхтенных капитанов

Yacht-master
в Facebook


Российский телеканал о водном пространстве

Стоянка яхт в Пирогово

Обзор навигационно-картографического обеспечения внутренних водных путей

На сегодняшний день к навигационно-картографическому обеспечению можно отнести:

Просторы пресной воды!

- Карты (бумажные и электронные);

- Лоции;

- Огни и знаки;

- Прочие (Извещения мореплавателям; Правила плавания и т.п.).

Первая и главная составляющая навигационно-картографического обеспечения – безопасность судоходства. Благодаря советскому наследию с этим все обстоит, в общем, неплохо. Но есть нюансы. Достаточно точные и подробные карты относятся больше к морям и, пожалуй, к озерам, где какие-либо природные изменения происходят очень медленно. С реками ситуация сложнее. Прежде всего в силу природных процессов, которые изменяют не только глубины, но даже и контуры берегов речного русла, причем достаточно быстро.

С речными картами для европейской части у нас, как известно, безальтернативно – Атлас Единой Глубоководной Системы ЕЧ РФ (АЕГС). Каковой в общем-то является не столько картой, сколько лоцийной схемой. Для неспециалистов поясню, разница в том, что объекты на такой схеме не привязаны к точным координатам. По АЕГС судно ведут от ориентира к ориентиру. Для целей практической навигации преимущественно в пределах судового хода этого достаточно.

За многие годы копирования на светостолах в атласах накопились ошибки и искажения. Невязка с местностью иногда более 1 км. Кроме того, требуется постоянная корректура в связи с ранее упомянутыми постоянными изменениями гидрографической обстановки. Однако, даже скорректированные карты не всегда отображают реальную обстановку, поскольку изменения иногда происходят быстрее. Надо отметить, что несмотря на то, что корректуры теперь находятся в свободном доступе, немногие капитаны маломерного флота утруждают себя внесением правок в свои Атласы ЕГС.

Электронные карты

Просторы пресной воды!

Превосходную возможность оперативно вносить изменения и дополнения через интернет открывают электронные навигационные карты (ЭНК). Поскольку такие карты работают исключительно со спутниковыми системами позиционирования, значительно возросли требования к объемам, своевременности и пространственной точности корректирования карт. Являясь держателями картографических данных, многие Государственные Бассейновые Управления (ГБУ) уже обеспечивают обновление и своевременное внесение правок 2–3 раза за сезон. Правда, далеко не все производители электронных карт оперативно вносят корректуру в свои продукты. Наличие точных карт – вопрос безопасности судовождения, в котором заинтересованы как ГБУ, так и судоводители.

Немаловажно для яхтсменов и то, что электронные карты не занимают много места, работать с ними можно на планшете или даже на смартфоне. Тот, кто работал с АЕГС - книжищей формата А3 в кокпите четвертьтонника или полурубке катера, понимает разницу. Не у всех маломерных судов есть закрытые рубки и полноразмерные штурманские столы.

На сегодняшний день на рынке присутствуют ЭНК компаний Транзас, C-MAP и Navionics/ Garmin. Не все они равноценны по качеству и актуальности, у некоторых достаточно непростая ситуация с авторскими правами на исходные данные, но я бы не хотел сейчас вдаваться в детали. Хочется обсудить финансовую часть.

Финансовая часть

Просторы пресной воды!

Чтобы пройти по ВВП, к примеру, от Балтики до Азовского моря надо обзавестись восемью томами АЕГС. Если покупать в бумажном виде, это выльется в сумму более 100 тыс. рублей. Возможно, для коммерческих судов или владельцев супер-яхт это и недорого. А как быть остальным?

Электронные карты значительно дешевле, причем карты для мобильных устройств (то есть заведомо для любителей) дешевле картриджей для стационарных плоттеров. Тот же маршрут обойдется около 7 тыс. руб и даже дешевле.

Понятно, что создание и поддержка хороших карт требует больших трудозатрат и, соответственно, финансовых средств. Однако, если отпускная цена одного тома АЕГС достигает до 20 тыс. рублей, неудивительно, что многие потребители предпочитают пользоваться пиратскими копиями.

С другой стороны давно известно, что при адекватных и доступных ценах прибыли за счет объемов продаж возрастают. Более того, во многих странах государство предоставляет бесплатный доступ к основным картам своих акваторий. Например, в США актуальные растровые и векторные карты (включая ВВП) доступны для скачивания через интернет всем желающим. Большинство европейских стран имеют векторные карты формата S57 своих внутренних водных путей в свободном доступе, среди них: Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Нидерланды, Румыния, Сербия, Словакия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария.

Лоции

Просторы пресной воды!

Лоция (от голландского loodsen — вести корабль) — предназначенное для мореплавателей описание морей, океанов и их прибрежной полосы. Включает в себя описания приметных мест, знаков и берегов, а также содержит подробные указания по путям безопасного плавания и остановкам у берегов с описанием средств и способов получения необходимых для плавания предметов и провизии.

Наиболее важная лоцийная информация содержится все в тех же Атласах ЕГС, а также в отдельных лоциях морей и крупных водоемов, таких как Онежское или Ладожское озера.

Главная проблема с навигационным обеспечением маломерного флота состоит в том, что исторически всё было ориентированно исключительно на обеспечение коммерческого судоходства, что в общем понятно. Картографировать боковые протоки, речки и несудоходные озера было просто незачем. С другой стороны понятно, что капитанам яхт и катеров мало интересны глубоководные рейды, грузовые причалы и нефтяные терминалы. Зато важны марины, яхт-клубы и прочие причалы пригодные для стоянки маломеров. Нужна информация об удобных якорных стоянках, о заправках, о береговых сервисах. Наконец, яхтсменам интересна история тех мест, по которым они проходят. Можно сколько угодно развивать яхтенную инфраструктуру, но что толку, если яхтсмены не имеют информации об этом.

Первая и пока единственная лоция для яхтсменов написана Мошковским С.Я. еще в 1997 году. Она называлась «От Москвы до Онеги на яхте», далее в соавторстве с Хавиным М., книга превратилась в «От Москвы до Соловков». Многие стоянки, описанные в лоции давно замелели, появились и продолжают появляться новые марины и прочие объекты инфраструктуры. Но это практически все, что есть у яхтсменов сегодня. А ведь протяженность Единой Глубоководной Системы более 100 тыс. км. Безусловно, не все они равно интересны и доступны для яхтсменов, но иметь описание хотя бы самой популярной части от Балтики до Черного моря необходимо.

Зарубежный опыт

Просторы пресной воды!

Известное английское издательство Imray Laurie Norie & Wilson, специализирующееся на выпуске навигационных пособий и карт, издаёт около сотни яхтенных лоций (Pilot book), описывающих практически весь мир. России нет, поскольку иностранные яхты во внутренние воды не пускали.

Теперь иностранные яхты получили право заходить во внутренние воды РФ. Это послужит хорошим стимулом к развитию водной инфраструктуры. Интерес у иностранных яхтсменов есть и немалый. Я неоднократно беседовал с коллегами, которые хотели бы походить по нашим рекам, они признавались, что ничего о них не знают, кроме того, что вроде бы можно пройти каналами от Балтики до Черного моря. А откуда бы они смогли узнать что-нибудь ещё?

Интересно, что ждет иностранного яхтсмена на речных просторах России? Разобраться в русскоязычной карте они, возможно, смогут. Для моря не проблема купить карты британского Адмиралтейства. С электронными картами тоже все в порядке, они как правило мультиязычные. Но что делать с лоциями или атласом ЕГС? Там же все по-русски написано, и при этом важные вещи. Например, высоты пролетов мостов, без знания которых мачту сломать очень даже просто или провода высоковольтки зацепить. Операторы шлюзов, сотрудники ГИМС, персонал яхт-клубов, местные коллеги яхтсмены – многие ли говорят по-английски? Как и где заправится, где можно стоять на якоре, что вообще можно и чего нельзя? Как и где отремонтироваться? Где взять запчасти?

Далее, собственно, о точности и подробности картографических данных. Отметки глубин за пределами судового хода есть далеко не везде, не говоря о протоках и прилегающих озерах, береговая инфраструктура и причальные сооружения также без подробностей.

Вот конкретный пример: череповецкий яхт-клуб «Адмирал» – популярное место для заправки перед (или после) пересечением Рыбинки. Так вот, метров в десяти от пирса на дне выходит труба коллектора. Она никак не обозначена ни на картах, ни буями или вешками. За два дня стоянки я лично видел четыре навала на эту трубу. Удивительно, что тогда никто винтов не потерял. Соответственно возникают два вопроса: 1) почему администрация яхт-клуба не несет никакой ответственности за безопасное обустройство своей акватории? 2) Почему опасный объект всего в нескольких десятках метров от кромки судового хода не отображен на картах?

Яхтенная лоция

Просторы пресной воды!

Ассоциация яхтенных капитанов, которую я представляю, объединяет профессионалов, то есть ее члены это моряки, работающие по найму на различных яхтах. Наши капитаны порой несколько раз за сезон гоняют лодки от Москвы до Питера и далее в Европу, немного реже через Черное море в Средиземное. И обратно. Поэтому знание местных условий плавания, заправок, стоянок, сервисов является важным элементом успешной работы. У каждого капитана накапливается множество заметок, визиток, полезных телефонов, атласы ЕГС у всех исчирканы пометками вдоль и поперек.

Несколько лет назад мы предприняли попытку консолидировать эту информацию и сделать наконец «правильную лоцию». Для начала от Москвы до Петербурга. Была идея создать именно яхтенную лоцию, то есть с одной стороны дать максимально точную, концентрированную информацию, о местах стоянок, заправках и необходимых яхтсменам сервисах, а также включить исторические факты и интересные объекты по маршруту. За образец были взяты лоции издательства Imray, поскольку на личном опыте убедились в весьма удобной и продуманной подаче материала.

В процессе работы, вполне ожидаемо, выяснилось, что несмотря на обилие информации, имеют место белые пятна, мало пригодных для полиграфии иллюстраций – фотографий, планов стоянок с глубинами и так далее. Возникла насущная необходимость организовать экспедицию по маршруту, чтобы эти лакуны заполнить. Однако, в период навигации, когда подобный поход имеет смысл, все капитаны заняты своей основной работой. Найти подходящее судно тоже непросто. И всё это требует средств. Потенциальные спонсоры горячо выражают свою искреннюю заинтересованность, но с финансовой поддержкой не спешат.

Новые яхтенные регионы России

Просторы пресной воды!

За последнее время существенно изменились возможности для яхтинга в Черном море. Во первых, с введением в строй новой марины в Сочи и возросшей на порядки общей привлекательности этого курорта, можно ожидать притока яхтсменов. Но главное событие – это возвращение Крыма. Пользуясь случаем, хочу еще раз поздравить всех присутствующих с этим знаменательным событием.

С точки зрения яхтенного туризма Крым – это, безусловно, жемчужина Черного моря. На фоне мало изрезанного остального побережья, хорошо укрытые крымские бухты, севастопольские, керченские, ялтинские, евпаторийские, феодосийские яхт-клубы и марины обеспечивают безопасную стоянку. При соответствующем развитии яхтенной инфраструктуры Крым может стать одним из самых популярных яхтенных направлений. Вкупе с развитием яхт-клубов и марин в Сочи, Анапе и Новороссийске даже у небольших яхт появляется возможность безопасных дальних походов вдоль российских берегов.

Чтобы всё это случилось в обозримом будущем, необходимо параллельно с развитием яхтенной инфраструктуры предпринять все меры к соответствующему навигационно-картографическому и особенно лоцийному освещению крымских берегов.

Ассоциация яхтенных капитанов считает одной из приоритетных задач подготовить и издать на русском и английском языках яхтенные лоции, в первую очередь ВВП от Санкт-Петербурга до Азова, а также лоцию Крыма, а лучше полностью Азовского и Черного морей.

И напоследок, еще один фактор тормозящий развитие яхтенного туризма в России – пограничные и таможенные процедуры при пересечении морской Государственной границы РФ. На сегодняшний день особенно на юге России выполнение всех формальностей иногда занимает несколько дней, что совершенно недопустимо, если мы не хотим раз и навсегда отбить у яхтсменов охоту к пересечению российских границ. Плотная опека пограничниками прогулочных судов также не добавляет удовольствия яхтсменам. Особенно тем, кто приходит из Средиземного моря, где ничего подобного нет. Очень не хочется, чтобы эти проблемы возникали в Крыму.

Просторы пресной воды!

P.S.: Обзор навигационно-картографического обеспечения внутренних водных путей был опубликован в сборнике докладов VI Международного форума «Морского туризма» (26-27 июня 2014, Санкт-Петербург). Мероприятие проводилось в рамках федерального инфраструктурного проекта ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Санкт-Петербург – морская столица России». В работе Форума приняли участие более 300 делегатов из 40 регионов России и 6 иностранных государств. Среди них были представители федеральной и региональной власти, круизного бизнес-сообщества, профессиональных союзов и коммерческих организаций.

Итоговая резолюция с предложениями и рекомендациями участников Форума была направлена в профильные комитеты верхней и нижней палат Федерального Собрания РФ, министерства и ведомства Правительства РФ для совершенствования законодательства и нормативно-правового регулирования в сфере водного туризма.

От имени Ассоциации яхтенных капитанов на форуме выступал капитан Андрей ЖАВОРОНКОВ: E-MAIL; Skype: yachtexpert.

02.08.14


Все статьи

 КОММЕНТАРИИ:
 
Glennler29.12.17 20:53
заказать продвижение сайта в перми логин в скайпе SEO PRO1
 
Имя:

Rambler's Top100 Рейтинг - яхты и катера