Моторные и парусные яхты На главную страницу Ассоциации яхтенных капитанов Профессиональное управление, обучение, дипломирование Походы, маршруты, навигация
Моторные и парусные яхтыНа главную страницу Ассоциации яхтенных капитанов

Yacht-master
в Facebook


Российский телеканал о водном пространстве

Стоянка яхт в Пирогово

УРОКИ ЧАРТЕРА

УРОКИ ЧАРТЕРА Сергей Александровский Яхтенная отрасль состоит из судо- строительных верфей, дизайнер- ских и конструкторских бюро, сервисных компаний. Новые яхты продают дилеры, поддержанные — брокеры. Яхтенные школы и другие учебные заведения готовят экипажи, а круинговые агентства за- нимаются их трудоустройством. Есть компа- нии, которые специализируются на проведе- нии регат, яхтенных фестивалей. Марины и яхт-клубы предоставляют места для стоянки. Страховые компании страхуют яхты, сюрвей- ерские конторы производят оценку повреж- дений при страховых случаях. Яхтенные жур- налы и интернет-ресурсы публикуют свежую информацию и рекламу по отрасли. Чартер- ные компании, находясь на особой ступени в яхтенной «пищевой цепочке», оперируют своим флотом яхт и сдают суда на определен- ное время в аренду нам, яхтсменам. Хочется сразу уточнить: часть «своего» флота чартер- ных компаний составляют яхты частников, которые не хотят нести бремя текущих рас- ходов и сдают свои «ласточки» в чартер. При этом в контракте выделяются период или периоды времени, когда владелец имеет пра- во пользоваться своей лодкой. Сразу замечу, что все нижеизложенное относится исклю- чительно к иностранным чартерным компа- ниям. В России яхтенный чартер находится в самом начале пути, а полное отсутствие зако- нодательства заводит его в серый и черный сегменты бизнеса. Как говорят контролиру- ющие органы, чартер — это бизнес. А раз это УРОКИ ЧАРТЕРА ОТДАТЬ ШВАРТОВЫ/ЗНАТЬ КАК СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВСКИЙ лодок у больших компаний также получа- ется быстрее и технически грамотнее, чем у малых. Малые же компании могут накрыть приветственный стол с фруктами и напитка- ми, разложить в каютах полотенца в форме розочек или подарить бейсболки со своим ло- готипом. Хочется привести несколько приме- ров взаимоотношений с не самыми лучши- ми чартерными компаниями, хотя основная часть чартеров проходила без проблем. Начнем с технического состояния лодок и их комплектаций. Конечно, состояние чар- терных яхт в целом хуже, чем частных. Слова «техобслуживание», «регламентные работы» и «чек-листы» работникам некоторых чар- терных компаний не знакомы вовсе. Вместо этого они стараются замылить глаза. Главная задача после каждого чартера — сделать так, чтобы следующие арендаторы проблем не за- метили и подписались в акте приемки. Когда мы несколько лет назад принимали бизнес, ваша 12-метровая лодка должна быть поставлена на учет в Регистре, а судоводи- тель должен иметь конвенционные права. На этом чартер в России и заканчивается. Чартерные компании можно разделить на крупные и мелкие. Большой флот позво- ляет крупным компаниям в случае неисправ- ности лодки оперативно произвести замену, а достаточные финансовые ресурсы дают воз- можность эксплуатировать суда возрастом не более 5 лет. Устранение неисправностей РАБОТАЮЩАЯ навигация. При приемке лод- ки я обнаружил, что картридж с картами от- сутствовал, а навигация действительно рабо- тала, только показывала предустановленную контурную карту мира. Другими словами, навигация была РАБОТАЮЩАЯ, но работать на ней было нельзя. Я думаю, что Христофор Колумб неслыханно обрадовался бы, если бы ему перед отплытием поставили такое чудо. Я — не очень. Вредным к старости становлюсь, придираюсь ко всему. А ответ компании на мое возмущение был таков: у нас флот из 40 лодок, и мы не можем на каждой иметь кар- тридж, ведь они все разные! В другой раз на дальних теплых островах мы снимали катамаран. Так там пост управ- ления находился наверху, а навигация — вни- зу. Причем внизу, кроме навигации, не было ни штурвала, ни приборов. Только камбуз с салоном. Вот такая рокировочка. Так все вре- мя и бегал вверх-вниз. О биноклях разговор особый. Такого хла- ма, какой под видом биноклей подсовывают на чартерных лодках, вы больше нигде и ни- когда не увидите. У вас может вывалиться линза; тропические жучки, ходящие строем внутри бинокля, будут мешать вам всматри- ваться в горизонт, а тщательно очищенная морским песочком оптика — слабо пропу- скать свет. Но ведь не предъявишь ничего. Бинокль есть? Есть! Не лучше дело обстоит и с бумажными картами и лоциями. Они рассыпаются в руках. Лоции настолько старые, что в Гре- моторный катамаран на Сейшеллах, то об- ратили внимание, что двигатели были заве- дены еще до нашего приезда на базу. Быстро приняв лодку, мы решили заглушить их. Со- трудники компании изрядно постарались, чтобы мы этого не делали. Так мы вечером и ушли на якорную стоянку на остров Анс. С утра хотели сняться, да не тут-то было: левый двигатель не заводился. А именно с него ток должен был поступать на якорную лебедку. Ручки к якорной лебедке не было даже в ин- вентарной ведомости. Вот и пришлось трем здоровым мужикам, надрывая спины, вруч- ную поднимать якорь с якорь-цепью. Выжи- мание максимума прибыли при минималь- ных телодвижениях — вот основной принцип работы некоторых чартерных компаний. Бо- родатые романтики, влюбленные в паруса, в них не работают. Внешний вид лодок. Как-то я задал вопрос управляющей одной турецкой чартерной компании: почему вы хоть раз в 4–5 лет не по- лируете корпуса лодок, ведь ваши сотрудни- ки практически с ноября по апрель не знают, чем заняться? Я задал этот вопрос потому, что это очень хорошая компания, и я несколько раз в год брал у них лодки. «Сергей, а что это такое, полировка? А ты нас научишь?» От комплектации лодки зависит не толь- ко ваш отдых, но и безопасность. Однажды пе- ред выездом на один из средиземноморских чартеров я уточнял у чартерной компании, есть ли на борту РАБОТАЮЩАЯ спутниковая навигация. Да, конечно, у вас на борту будет ции, оказывается, национальная валюта — драхма, ныряние с аквалангом полностью запрещено и т. д. Однажды, прилетев на Лазурный Берег Франции и принимая судно, я наивно уточ- нил у сдававшего мне лодку, когда привезут постельное белье. На что он без тени смуще- ния ответил: «Прокат комплекта белья на неделю стоит двадцать евро, если хочешь, могу организовать». Жаба начала душить и сдавливать мое горло. Я пешком пошел в со- седний супермаркет и купил необходимое количество комплектов по 15,5 евро. Почти ни одна чартерная компания не оставляет на лодке ни бутылочки питьевой воды. А ведь когда команды заканчивают чартер, они оставляют эту воду упаковками и пятилитровыми баллонами. Так куда же они ее девают? Вероятно, выливают в море или моют этой водой лодки. У многих чартерных компаний есть ус- луга — заблаговременная закупка продо- вольствия к прибытию команды. Я много раз пользовался этой услугой и был доволен. Перед вылетом на Сент-Винсент мы запро- сили компанию, смогут ли они это сделать. Конечно, отвечают добрые сент-винсентцы, можем закупить все по вашему списку, но у количество полотенец на каждого челове- ка, ласты, маски, удочки и т. д.; — перед выездом купить небольшое ко- личество продуктов, которые помогут вам выжить в день приезда и скрасят все путе- шествие. А именно: гречка (3–4 кг), овсянка (не во всех странах ее можно купить), не- сколько банок качественной, проверенной тушенки, сырокопченой колбасы, несколь- ко банок красной икры, шпроты. Обяза- тельно надо взять набор специй, чтобы не тратить время на их поиски в местных ма- газинах. Не забывать про черный хлеб! Лег- кие и не очень напитки на ваш выбор — из дома или дьюти-фри. Как уже говорилось, спасение утопающих — это. Ну вы знаете...; — рекомендую не пожалеть 400–500 евро и оформить расширенную (damage waiver) вместо стандартной страховку. Проще говоря, это такая страховка, которая покрывает все, кроме гибели судна. Т. е. если вы с порванны- нас есть еще кит-1 и кит-2. Кит-1 попроще, кит-2 побольше. Конечно же, кит-2! Окей, все согласовано, денежный перевод отправ- лен, вылетаем. Ранний подъем в Москве, граница-таможня, четырехчасовой перелет в Лондон, пограничники-таможенники, пе- реезд из Хитроу в Гэтвик, пограничники-та- моженники, трансатлантический перелет до Барбадоса. Опять пограничники, тамо- женники (такой там порядок), ожидание и еще один перелет на Сент-Винсент. Опять власти, такси, и уже затемно приезжаем в «марину». На самом деле причалов в марине нет, и лодка стоит на рейде. Двумя партия- ми на лодочках-долбленочках нас привозят на катамаран. А где же наш кит-2? Говорят, мол, завтра подвезем. (И широкая кариб- ская улыбка!) Итог: поздний вечер, мы на рейде, на берегу рестораны и магазины уже закрылись, все хотят поужинать и выпить. Хорошо хоть я все заранее продублировал, и с собой мы взяли необходимое, даже воду в аэропорту купили. Хочу рассказать еще один забавный слу- чай, иллюстрирующий расслабленность отдельных сотрудников чартерных компа- ний. На острове Сент-Люша, что на Кари- бах, мы арендовали парусный катамаран. Приняли его в марине Маригот и пошли бродить по островам. Мало того что они под- сунули нам тендер, который постоянно тра- вил (конечно, ни насоса, ни ремкомплекта), так по возвращении в марину Маригот фир- му нашего арендодателя мы попросту не нашли. Она исчезла, и никто не знал, куда. Наконец кто-то сообщил нам, что, возмож- но, фирма переехала в марину Родни-Бей. На наши возмущения, почему же нас не предупредили, ответ был неожиданным: а в новой марине аренда дешевле! Наиболее сложный момент в общении с чартерной компанией — это урегулирова- ние претензий. Не дай Бог вы что-нибудь сломали, согнули, порвали или потеряли. Добро пожаловать в клуб! Бинго! Они умеют правильно считать стоимость ремонта и замены оборудования. В один из рейсов мы сделали легкую вмятину в алюминиевом гике. Компания сразу же показала нам не- кий счет на новый гик, плюс доставка, плюс растаможка, итого сумма, в два раза превы- шающая наш страховой депозит в 4000 евро. Хорошо хоть они не имеют права требовать с нас сумму большую, чем депозит. Чтобы минимизировать риски и ущер- бы и сделать ваш отдых на яхте приятным и незабываемым, я хочу дать несколько реко- мендаций яхтсменам, которые собираются взять лодку в аренду: — главная работа должна быть про- изведена на берегу. Прежде всего, нужно выбрать чартерную компанию, она долж- на быть достаточно крупной, надежной и известной; — выбрать лодку, соответствующую ва- шему желанию, бюджету и, главное, опы- ту. Максимальный размер моторной яхты, которую мне удалось зафрахтовать, — 58 футов, а парусной яхты — 50-футовый ка- тамаран, хотя мой капитанский диплом позволяет мне управлять любыми судами без ограничения тоннажа. Яхты большего размера дают только с экипажем; — перед подписанием нужно тщательно изучить контракт, уточнить все детали, а главное — год постройки: чем старше лодка, тем более она «убитая»; разрешенный рай- он плавания (sailing area). Отдельно обсуж- дается вариант маршрута в одну сторону, но надо иметь в виду, что это сильно повыша- ет стоимость чартера. Также нужно согла- совать комплектацию и дополнительное оборудование, а именно: постельное белье, ми парусами, с заклинившими двигателями, с пробоинами в борту на веслах сможете дой- ти до причала, чартерная компания вынуж- дена будет поблагодарить вас за то, что вы воспользовались ее услугами. Эту страховку можно оформить как заранее, так и в офисе чартерной компании непосредственно перед выходом в море. Деньги эти невозвратные, зато вам не нужно будет вносить довольно большой депозит и воевать с чартерной ком- панией в случае поломок и повреждений. Кстати, есть страны, например Хорватия, где при наличии денежной претензии со сторо- ны чартерной компании шкипер не может покинуть страну до разрешения спора; — всем членам команды или одному за- сланному казачку стоит прибыть на место чартера за день до плавания и по возмож- ности начать принимать лодку, пройти инструктаж по навигации или заняться закупками продовольствия. Даже если ему не дадут возможности принимать лодку, он будет единственным свежим и отдох- нувшим и не станет вслепую подписывать акт приемки. Один дополнительный день в гостинице стоит значительно меньше, чем сэкономленные полдня чартера; — если позволяет температура воды, произвести подводный осмотр лодки, ныр- нув под нее с маской или очками для пла- вания. Помните, что когда вы вернетесь из похода, сотрудник чартерной компании обязательно произведет водолазный ос- мотр, причем при любой температуре. Про- верьте подвесной мотор тендера и его уро- вень топлива; — не доверяйте заверениям яхтенной компании о полной комплектации яхты и привозите все самое важное и нужное с собой (планшет или ноутбук с картами региона, хо- роший бинокль, лоцию, аптечку и т. д.); — проверяйте уровень масел и техниче- ских жидкостей не только в день приемки, но и перед каждым выходом; — тщательно произведите приемку лодки. Не надо пересчитывать стаканы, тарелки и вилки — никто и никогда мне не предъявлял претензии по поводу разби- той посуды. Лучше поднимите и осмотрите паруса. Если вы увидите, что швы подгни- вают, есть мельчайшие надрывы, отходят люверсы и т. д., укажите это в ведомости (inventory). Пройдите полный инструктаж по пользованию всем оборудованием лод- ки. Зафиксируйте на фото уровень датчика топлива, если топливный бак неполный; — не бойтесь казаться придурковатым и задавать массу неудобных вопросов. Лучше казаться дурачком, но вернуться здоровым, отдохнувшим и не лишившимся своего де- позита, чем «бывалым», которого спасают в море с помощью вертолета. Представляю, какую статью мог бы на- писать сотрудник чартерной компании о нас, яхтсменах. Как эти супермутанты все ломают, портят, пачкают и все время скан- далят, мешая им заниматься своей работой. Но это уже совсем другая история. Несмотря на проблемы, имеющиеся в от- расли, совершенно очевидно, что чартерное направление ждет большое будущее. До- статочно посмотреть на современные тен- денции в мире: каршеринг, аренда жилья, велосипедов, мопедов становятся все более популярными.

28.07.17


Все статьи

 КОММЕНТАРИИ:
 
Имя:

Rambler's Top100 Рейтинг - яхты и катера